Воспитание воли

автор-составитель Богданова Т.Ю.

 

 

                      

                      «Нет безвольных детей – есть дети, испорченные воспитанием»

                                                                                                    Н.К. Крупская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями,  неустойчивых в своих желаниях,  отступающих перед малейшими трудностями. От них часто слышишь: «Я не умею», «Я не хочу», «Я не знаю как» и т.п.. 

        Особенно чуткого отношения требуют от родителей  такие дети. Если вовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных людей.

О том, как воспитывать волю ребёнка, должны знать и родители и воспитатели.

        Не все взрослые ясно представляют себе, почему волевые черты характера следует воспитывать с раннего возраста и как это нужно делать.          Между тем, если с детства не приучать маленьких детей к выполнению несложных заданий,  не настаивать на доведения  любого дела до конца, не приучать их сдерживать некоторые желания, то в дальнейшем им трудно будет приучить себя к труду и учению.

           До сих пор матери, которые всю свою любовь к ребёнку выражают в беспрекословном выполнении его желаний, не предъявляют ему никаких самостоятельных заданий, поручений, не осознают проблемы воспитания воли.          И вырастают дети несамостоятельные, не умеющие ни преодолевать трудности, ни сдерживать свои порывы. Перевоспитывать подросшего ребёнка значительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства.

                                           

          С чего начать? Прежде всего, в каждой семье должен быть установлен порядок жизни ребёнка.  Он должен в определенное время ложиться спать, вставать, есть, гулять, играть и выполнять маленькие задания, которые поручают ему родители.  Точное выполнение режима приучает к порядку, повышает дисциплину, организовывает и дает возможность активизировать и прививать хорошие привычки.  Всё это -  основа развития и воспитания воли.

Влиять на ребёнка нужно не от случая к случаю, а систематически и всегда в одном направлении.   Если вы раз нарушите порядок и сделаете поблажку, то работа мысли ребёнка сразу расшатает его волю. Он почувствует, что можно и ещё раз, и потом, и как нибудь. И вот уже вы не обращаете внимания на этот режим дня, а  так хотелось видеть ребёнка организованным и дисциплинированным.

    Здоровый ребёнок стремится двигаться, все сделать сам.  Нет сомнения, что самостоятельность доставляет детям огромное удовольствие. Стремление к ней говорит о том, что уже в самом раннем возрасте у ребёнка появляются свои желания,  свои цели, к которым он стремится.  К таким стремлениям следует относиться с уважением, не заглушать их, создавать условия для их успешной реализации. Однако эту самостоятельность нельзя смешивать с озорством, которое проявляется у детей, если не руководить их воспитанием.           

    Родители должны заботиться о том, чтобы разумно организовать самостоятельность ребёнка. Давать ему различные поручения, следить за выполнением любого начатого дела до конца.

         Бывают ситуации, когда ребёнку трудно справиться самому.  Тогда родители могут оказать небольшую помощь и пройти все вместе до конца. Это научит  ребёнка делать некоторую работу в коллективе.

         Для ребёнка легче сделать то, что он хочет, чем удержать себя от выполнения возникшего желания. Чаще всего ребёнок поступает так потому. Что у него ещё не развита «задерживающая воля». Но если не приучать его отказываться от некоторых желаний, то в будущем он будет систематически нарушать правила и требования жизни, что приводит к тяжелым последствиям.

      Поэтому с малых лет следует вселять в сознание ребёнка мысль о том, что он тоже имеет обязанности и вместе с тем ему многое нельзя.  «Нельзя» ограждает жизнь ребёнка от опасных и вредных поступков. В этих случаях за «нельзя» должно следовать пояснение: «нельзя» отнимать книжку у товарища – книжка не твоя и ты можешь только спросить посмотреть; «нельзя» ходить в грязной обуви – твоя обувь запачкает пол и надо будет  его мыть ещё раз, и т.д.  Пояснения должны быть краткими, спокойными и требовательными. Только те запрещения, которые понятны и убедительны для ребёнка, способствуют  развитию у него черты сознательного удержания себя от плохих поступков. Только при длительном и настойчивом влиянии на ребёнка элементы сознательной сдержанности будут проявляться все чаще и перейдут в хорошую постоянную черту характера. 

     Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь теми нравственными категориями и социальными формами, которые усваивают в семье. Возникает личностная и нравственная саморегуляция, нравственно-моральные нормы поведения приобретают устойчивость. Они начинают понимать переживания других, проявлять заботу, взаимопомощь, адекватно реагировать на удачи и неудачи. Чувства и эмоции становятся осознанными, разумными и произвольными. Все это может говорить только о правильном воспитании воли и силы воли.

 

 

Дата последнего обновления страницы 03.08.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения