Навстречу друг другу

 

 

   "Прикосновение — это первый язык, которому мы учимся, входя в Мир”.
Д. Миллер

 

Для каждого из нас, независимо от психологического состояния очень важны прикосновения (тактильный контакт). Иногда не нужно слов, прикоснувшись к человеку, вы можете сказать гораздо больше. Они благоприятно воздействуют на наше самочувствие, помогают успокоиться, уменьшают стресс, улучшают обменные процессы и кровообращение в организме. Можно смело сказать, что прикосновения являются базовой потребностью людей. Вплоть до того, что их отсутствие может привести к ухудшению физического и эмоционального состояния здоровья.

Потребность в прикосновении к другому человеку или ощущение ответного прикосновения заложена на уровне инстинктов. Она зарождается еще на стадии развития эмбриона и длится до самой старости. На протяжении всего внутриутробного процесса малыш живет в общем ритме с организмом матери. Соответственно после рождения он знакомиться с миром также через мамины объятия. Важно чтобы эта связь не обрывалась как можно дольше. Прикосновения и объятия в данном случае одна из главных составляющих эмоционального состояния ребенка.
Хочется добавить, что в отношениях с ребенком это наверняка один из самых громких голосов любви. Ученые неоднократно пытались подсчитать, сколько именно объятий в день нужно взрослому человеку, подростку, ребенку. Например, определялся «средний необходимый минимум» в 4 объятия, и «гарантия благополучия» — 8, но в этой тонкой сфере, на стыке физического и эмоционального, сухая арифметика бессмысленна.

 

О прикосновениях по-научному

Живой организм отвечает на прикосновение строго определенной физиологической реакцией. Скажем, если человека легонько взять за кисть, у него замедлится частота сердечных сокращений, а нежное поглаживание по голове «выровняет» ритм дыхания.

Исследования шведских ученых показали, что спокойное прикосновение к коже человека повышает выработку в задней доле гипофиза гормона окситоцина. У женщин, и у мужчин этот гормон запускает механизм ослабления стресса. Окситоцин, в свою очередь, увеличивает уровень антистрессовых гормонов — серотонина и дофамина, и при этом снижает уровень кортизола, гормона стресса. Представляете, какая огромная мощь скрыта в простом прикосновении к коже человека?!

Работая в детском саду, мы имеем представление об интенсивности телесного взаимодействия, происходящего между дошкольниками. Малыши используют всю палитру общения, и слова в ней — лишь одна из красок.
Здесь любовь и ненависть, раздражение и обида, одобрение и нежность часто находят выражение в соответствующих прикосновениях — от нежных объятий до отчаянных ударов.
Выражая доверие и симпатию, они прислоняются к плечу воспитателя, берут за руку, самые робкие — осторожно дотрагиваются, самые смелые — решительно карабкаются на колени. Девочки и младшие дошкольники обычно стремятся к тактильному контакту больше, мальчики и дети постарше чаще держат некоторую дистанцию.
У взрослых, окружающих ребенка, отношение к телесному контакту с детьми также может быть различным. Разумеется, невозможно и не нужно находиться в непрерывном телесном общении, это неестественно так же, как несмолкающий речевой поток или постоянный взгляд в упор. Тем не менее, одни взрослые по возможности избегают лишних прикосновений, предпочитая вербальное общение, а другие с удовольствием обнимут расстроенного малыша или возьмут за руку испуганного.
Таким образом, в обычной группе детского сада можно наблюдать самые разные способы телесного взаимодействия и огромное количество бессловесных, но очень выразительных посланий, и наблюдение это само по себе может представлять немалый интерес.
Но нам, кажется, особенно важным обратить внимание на особенности телесного взаимодействия с детьми, поскольку именно эта проблема является одной из  актуальной в отношениях родителей с детьми.

В последнее время исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия как в соматическом, так в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Дети часто болеют, они эмоционально нестабильные, устраивают истерики, капризничают.

С этими проблемами сталкиваются родители дома и педагоги в детском саду. Это и определило наш интерес к данной проблеме.

Во многих семьях нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки). Часто приходя домой, уставшие после работы,  родители сажают детей к телевизору или к компьютеру, вместо того, чтобы поиграть или просто поговорить с ребенком. Со временем дети привыкают к общению с экраном, но он никогда не сможет заменить ребенку общения с любящим его родителем, его ласковые руки, тепло его тела и ласковые слова, обращенные именно к нему.

Педагоги и психологи давно уже доказали эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми это совместные прогулки, чтение художественной литературы, совместные подвижные игры, труд и т.д.

 

Дата последнего обновления страницы 02.11.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения