Развивающая предметно-пространственная среда

 

·                    Развивающая предметно-пространственная в ДОУ  обеспечивает:

-  возможность общения и совместной деятельности детей ( в том числе детей разного возраста) и взрослых;

- двигательную активность детей;

- возможность для уединения ( п. 3.3.2. ФГОС ДО)

- реализацию образовательной программы

- учёт национально-культурных особенностей

-учёт возрастных особенностей ( п. 3.3.3. ФГОС ДО)

·                    Развивающая предметно-пространственная среда создана в группах  с учётом следующих принципов:

O       Содержательно-насыщенная.

Насыщенность среды соответствует:

- возрастным возможностям детей

- содержанию Программы .

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания ( в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём и материалами.

 В результате, насыщенность среды обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх.

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением

- возможность самовыражения детей.

O       Трансформируемая

У воспитателей есть возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от возможностей детей и меняющихся интересов.

O       Полифункциональность материалов

У воспитателей есть возможность использования различных составляющих предметной среды (детская  мебель, ширмы, мягкие модули и.т.д.); наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.

O       Вариативность

Наличие различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и.т.д.)

Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.

Воспитатели периодически меняют игровой материал, вносят новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

O       Доступность

У детей, в том числе и с ОВЗ, есть возможность посещать все помещения, где осуществляется образовательная деятельность.

У детей, в том числе и с ОВЗ, есть свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.

O       Безопасность

Создавая развивающую среду в ДОУ воспитатели и специалисты  прежде всего, уделяют внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям детей: возрасту, уровню развития, интересам, склонностям, способностям и  гендерной принадлежности.

Обстановка в группах приближена к домашней. Это снимает стрессообразующее  воздействие на ребёнка, создаёт чувство уверенности, безопасности.   Все группы после косметического ремонта: стены выкрашены в постельные тона,  мебель в группах разнообразна по цветовой гамме

Предметы мебели в группах расставлены вдоль стен и надежно закреплены,  что позволяет максимально освободить  центр  для игр детей, развития их двигательной активности.

В работе с детьми  педагоги  используют личностно-ориентированный и индивидуальный подход, что позволяет добиться максимальных результатов в воспитании детей в период дошкольного детства.

 

·                    Развивающая предметно развивающая среда в группах отражает содержание образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

В каждой из пяти областей имеются «уголки», оснащенные большим количес­твом развивающих материалов.

Речевое развитие представлено уголками развития речи и уголками чтения художественной литературы.

Познавательное развитие представлено уголками формирования элементарных математических представлений, уголками природы и познавательно-исследовательской деятельности.

Художественно-эстетическое развитие представлено уголками изобразительной деятельности, конструктивно-модельной деятельности, музыкальной и театрализованной деятельности.

Физическое развитие представлено  уголками физической культуры и уголками здорового образа жизни.

Социально-коммуникативное развитие представлено уголками безопасности, трудового воспитания, сюжетно-ролевой игры, уголок социального окружения.

                                                      Все предметы доступны детям.

 

·                    Развивающая предметно-развивающая  среда обеспечивает различные виды детской деятельности

В раннем возрасте

- предметная деятельность и игрушками

-  экспериментирование с материалами и веществами

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

- двигательная активность

- рассматривание картинок

- восприятие музыки, смысла сказок, стихов.

Для детей дошкольного возраста.

- игровая

- коммуникативная

- познавательно-исследовательская

- восприятие художественной литературы и фольклора

 - самообслуживание и элементарный бытовой труд

 - конструирование из разного материала

- изобразительна

 - двигательная.

Оснащение уголков  меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей

Предметно-пространственная среда  спроектирована  в соответствии с образовательной программой, учтены особенности детей, посещающих каждую возрастную группу:

·         Возраст дошкольников

·         Уровень их развития

·         Склонности,  способности, интересы

·         Гендерный состав

·         Личностные способности.

 

   

Образовательная область

фото

Предметно-пространственная среда

(оборудование и материалы)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

 

Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет)

 

 

 

 

плакаты по лексическим темам, наборы предметных картинок,  наборы сюжетных картин, лого-тренажеры, каталоги  игр: по звуковой культуре речи, упражнений артикуляционной гимнастики,  упражнений дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастике, картинки: с изображением явлений природы; предметами домашнего обихода;  основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); изображением труда взрослых ( повар готовит, няня убирает, мама шьет); с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);  с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

          

 

сюжетные картинки, разрезные сюжетные картинки, наборы картинок на определенный звук, игра «Чудесный мешочек», демонстрационные картинки по лексическим темам,  мозайки, шнуровки, лого-тренажеры: дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки.

 

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст

(от 5 до 7 лет)

 

    

картотеки артикуляционных упражнений, картотеки дыхательных упражнений, картотеки пальчиковых игр, картотеки оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) , предметы для поддувания, дидактические игры на обогащение словаря, дидактические игры на развитие ГСР, дидактические игры на развитие СР, картотека словесных дидактических игр по всем разделам, дидактические игры на совершенствование ЗКР, картотека игр на развитие фонематического восприятия, предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.), массажные мячики и картотека упражнений с ними, алфавиты магнитные, алфавиты на липучках, плакаты-алфавиты, касса букв и слогов, серии картинок с юмористическими сюжетами для обучения повествовательному рассказу, наборы иллюстраций к произведениям детской литературы, наборы парных картинок на сравнение «Что перепутал художник», «Найди различия», «Найди по описанию», «Подбери по смыслу».

 

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

 

 УГОЛОК ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет)

 

 

книжки-малышки, книжки-элерманы ( их листы сделаны из картона), книжки-вырубки( обложка и листы вырублены по контуру какого либо предмета или героя) книжки-панорамы (содержание книги "оживляется" с помощью приведённых в действие фигурок и декораций), книжки-игрушки с встроенными в книжные листы фигурками животных, игрушек, сказочных персонажей (с двигающимися частями чего-либо (глаза зверей, клюв птицы и т. д.) книги-стикерсы (книги с наклейками. Если интерес к какой либо книге у детей пропадает, воспитатель заменяет другой. Имеется широкая подборка программных произведений, крупных и мелких иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

 

произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказ­ки); произведения русской и зарубежной классики, произведения разных жан­ров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лири­ческие и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические пробле­мы); произведения народов других стран.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

 

 

      

произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказ­ки); произведения русской и зарубежной классики, произведения разных жан­ров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лири­ческие и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические пробле­мы); произведения народов других стран. Иллюстрации к различным тематикам: Родина, труд людей, родная природа.  Предметные картинки, иллюстрации к прочитанным произведениям и др. книги по программе,  альбомы для рассматривания специально созданные художниками, альбомы на разные темы, альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации), детские журналы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

 Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет)

 

пирамидками разных размеров, шнуровками, пристегиваниями, машинками разных цветов, вкладышами, мозаиками, дидактическими играми («Выложи узор», «Разноцветные ладошки», «Курочка и цыплята» «Геометрические фигуры», «Собери целое»).Логические  блоки Дьенеша, палочки Кюизенера

 

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

 

 

кассы цифр в пределах десятка, индивидуальные математические наборы, дидактические игры для развития пространственных ориентировок: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка дома», «Обустроим комнату кукле» (Л.А. Венгер); «Цифра- домино, «Прозрачная цифра» (В.В. Воскобовича), «Точечки» (Б.П. Никитина) дидактические играми для развития временных представлений: «Год и месяцы», «Части суток», «Сначала- потом», головоломки (пазлы); головоломками-лабиринтами (прозрачные, с шариком), лото «Форма-цвет»,  «Логический поезд», «Ассоциации», «Логический домик», логические  блоки Дьенеша, палочки Кюизенера

 

 

 

Старший дошкольный возраст

 (от 5 до 7 лет)

 

    

кассы цифр, индивидуальные математические  наборы, дидактические игр на развитие  определенных умений (сравнения, обобщения, различения и математических действий) (лото «Форма-цвет», «Логический поезд», «Общее свойство», «Ассоциации», «Логический домик»), разнообразные головоломки (пазлы, шнурочные и проволочные головоломки; головоломки плоскостные (геометрические); головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" , "Уникуб"); головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком), развивающие игры на объемное моделирование: «Уникуб», «Кубики для всех», «Куб- хамелеон», развивающие игры на плоскостное  моделирование («Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Тетрис», «Сфинкс» (и др. варианты), «Соты Кайе»). Логические  блоки Дьенеша, палочки Кюизенера ит.д.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК ПРИРОДЫ

 И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Младший дошкольный возраст

 (от 2 до 4 лет)

 

 

песок в тазике, тазик для воды, набор игрушек к ним; материал для изготовления цветного льда, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, лейки, варежка для обтирки пыли с листьев, приспособления: («ящик ощущений», «душистые коробочки», «шумящие баночки», «звонкие бутылочки»), календарь: картинки с изображениями времени года, листы наблюдения за погодой, альбомы «Времени года», коллекционные материалы: камешки, раковины, корзинка «Времени года» (овощи, фрукты).

Средний дошкольный возраст

 (от 4 до 5 лет)

 

 

прозрачные емкости для хранения сыпучих веществ (фасоль, манка, соль, сахар и др.), разноцветные пластмассовые тазы, ванночки, подносы разных размеров, природный материал (камни, шишки, плоды, дерево, глина), фартуки, накидки, нарукавники, комнатные растения , муляжи овощей и фруктов, мелкие предметы из разного материала (стекла, дерева, глины), иллюстративный материал: "Домашние животные",  "Птицы", "Травянистые растения",   "Дикие животные", "Насекомые", "Овощи", "Фрукты", "Ягоды", "Деревья", "Труд людей в разное время года", календари природы, настольно – печатные и дидактические игры по экологии, игрушечные удочки с магнитами и мелкие игрушки с магнитами, мыльные пузыри, трубочки, пипетки,, воронки, сачки, зеркала, шумовые коробочки, вертушки, лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели, увеличительные стекла.

Старший дошкольный возраст

(от 5 до 7 лет)

 

 

 

     

прозрачные емкости для хранения сыпучих веществ (фасоль, манка, соль, сахар), разноцветные пластмассовые тазы, ванночки, подносы разных размеров,  природный материал (камни, шишки, плоды, дерево, глина), фартуки, накидки,  комнатные растения (герань, фикус, бальзамин, хлорофитум, бегония, примула),  муляжи овощей и фруктов, мелкие предметы из разного материала (бумага, ткань, дерево, глина), иллюстративный материал,  календарь природы,  настольно – печатные и дидактические игры по экологии, игрушечные удочки с магнитами и игрушки с магнитами, мыльные пузыри, трубочки, губки, резиновые груши, пипетки, воронки, сачки, зеркала, шумовые коробочки, вертушки, лейки,почвы, опрыскиватели, увеличительные стекла, игрушечные весы, магниты, термометры, алгоритмы ухода за растениями, луковицы и семена цветов, журналы опытов (наблюдений), образы ткани, детский альбом "Времена года" (картинки, рисунки, фото, рассказы), схемы – модели опытов

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Младший дошкольный возраст

 (от 2 до 4 лет)

раскраски, альбомы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, кисточки, емкости для воды. трафареты, шаблоны, печати, штампы, пластилин, поделки из пластилина, дощечки, салфетки для вытирания рук после пластилина, посуда (чашки, блюдца -  хохломская посуда и т.п. для рассматривания и игры). Материалы для оформления группы ДОУ к праздникам (гирлянды, плакаты, продукты детской деятельность детские и т.п.)

 

 

 

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

 

 

мольберты; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров;  гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки  - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи;  баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст

(от 5 до 7 лет)

 

 

 

скульптура малых форм, произведений ДПИ (Гжель, Дымково, Хохлома, Каргапольская игрушка,, произведения графики (иллюстрации детских книг, плакаты), игрушки, предметы для рассматривания (набор муляжей овощей, фруктов, посуда), альбомы с подборкой фото, открыток произведений (фотографий, открыток): архитектурных, скульптурных, живописных, графических, тетради для штриховки, книги-раскраски (по 2 шт. на ребенка,  4-5 шт. на группу в уголок аналогичных), материалы для декорирования и оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки, вырезки из журналов, обои, накрахмаленные лоскуты ткани, фантики, наклейки (для аппликации, дизайна), материалы для оформления группы ДОУ к праздникам (гирлянды, плакаты и т.п.), наборы бросового материала (катушек, банок, пробок и т.п.) и другие материалы для дизайна (ткань, кожа тесьма, пуговицы, нитки, проволока полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт), дидактические игры для развития  творческих способностей.  

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Младший дошкольный возраст

 (от 2 до 4 лет)

 

наборы конструкторов (крупногабаритный напольный конструктор, из полимерных материалов), конструкторы «Лидер», конструктор Лего, наборы мелкого строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, пластины)(62-83 деталей), наборы для конструирования   и декорирования из природного материала крупного размера (листья, семена, цветы, шишки и т.п.), плоскостные мягкие конструкторы.

 

 

Средний дошкольный возраст

 (от 4 до 5 лет)

 

материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы  с разнообразными способами крепления деталей); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания, материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке;  природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами;  кисть; клей.

 

Старший дошкольный возраст

 (от 5 до 7 лет)

 

 

 

наборы конструкторов: крупногабаритный напольный конструктор (из дерева и из полимерных материалов), металлический конструктор, конструктор ЛЕГО, наборы мелкого строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, пластины), н6аборы для конструирования из природного материала (листья, семена, цветы, ветки, шишки и т.п.), разнообразные модульные конструкции (8-10 частей), плоскостные конструкторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет)

 

куклы неваляшки; образные  музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки , (петушок, котик, зайка и т.д.);  погремушки, колокольчики, бубен, барабан; музыкально-дидактические игры: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого  разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»;неозвученные  инструменты (гармошка, дудочка, балалайка и т.д.);атрибуты к играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т.д.; флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы; настольная ширма; перчаточная игрушка (для воспитателя); магнитофон, поющие и двигающиеся игрушки; музыкальные картинки к песням.

 

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

 

 

образные музыкальные «поющие», «танцующие» игрушки;   колокольчики, погремушки, барабан, бубен;  инструменты: гармошка, балалайка, дудочка и т.д.; флажки, султанчики, платочки, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы; настольная ширма, набор игрушек; перчаточная игрушка (для воспитателя); магнитофон,  музыкальные картинки к песням, металлофон, шумовые инструменты; фланелеграф (магнитная доска); музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик», «Цветик-семицветик» и т.д.; атрибуты к играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие; музыкальные лесенки, на которых находятся большая и маленькая птички.

 

 

 

Старший дошкольный возраст

(от 5 до 7 лет)

 

музыкальные инструменты: маракасы, бубны, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольник, барабаны, самодельные шумовые инструменты и т.д.; портреты композиторов; иллюстрации «Времена года»; альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей; графическое пособие «Эмоции»;альбомы с иллюстрациями: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т.д.; музыкальные лесенки, музыкально-дидактические игры: атрибуты к подвижным играм; атрибуты для танцевального творчества, элементы костюмов к танцам (косынки, ленточки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям (листочки, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, шарфы, платочки, ленточки, куклы «би-ба-бо» и т.д.; магнитофон, аудиодиски.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет)

     

ширма настольная, маски, полумаски, различными видами театра («Бибабо», пальчиковый театр, перчаточный театр, театр резиновой игрушки, театр на кружке, плоскостной театр ), картинки, фигурки, игрушки для настольного театра по сказкам и рассказам, картинки по сказкам и рассказам  для фланелеграфа, шапочки-маски различных персонажей, костюмы сказочных персонажей; элементы декораций

 

 

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

 

ширма настольная,  игрушки для следующих видов театров: настольный (плоские и объемные); стендовый (плоские); на ширме (куклы-пальчики, варежки, перчатки, ложки); напольный (простейшие куклы-марионетки), разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов по сказкам и рассказам, медальоны с персонажами сказок и образами животных, костюмы для театральной деятельности

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст

 

(от 5 до 7 лет)

 

универсальная складная ширма, настольная ширма-театр, настольные ширмочки-задники и макеты (объемные и плоскостные) для режиссерских игр,  куски ткани для моделирования пространства, наглядные материалы для игры-фантазирования, аудиокассеты, видеокассеты с записью театральных постановок, фотоальбом «Мы – артисты» с отзывами самих детей и зрителей,, игрушки для следующих видов театров: настольный (плоские и объемные; стоящие и раскладывающиеся); стендовый (плоские); на ширме (куклы-пальчики, варежки, перчатки, ложки); би-ба-бо; напольный (куклы-марионетки), разнообразные маски, полумаски, театральные костюмы и их элементы, празднично-карнавальные игрушки: шары, флажки, гирлянды, забавные надувные игрушки, наборы елочных игрушек, синтетические елки и т.д.

 

 

 

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

УГОЛОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет)

           

доски гладкие и ребристые;    коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи;  корзины для метания мечей; обручи;    скакалки;   кегли; дуги; кубы; скамейки; маты гимнастические; шнуры длинный и короткий; мешочки с грузом.

 

 

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

 

            

кегли, кубики , мячи  разных размеров  , флажки, ленты разноцветные , обручи, шнуры короткие или резина , корзина для метания предметов , дуга (воротики) для прокатывания мячей, проползания, подлезания, веревка для натягивания на разной высоте (перешагивание, подлезание, проползание, перепрыгивание, перебрасывание мячей) .

 

 

 

Старший дошкольный возраст

(от 5 до 7 лет)

 

 

 

обручи для игровых заданий,  мячи массажные, мячи сенсорные, мишень навесная  для метания на липкой основе, ребристая доска для ходьбы, полифункциональные мягкие  модули в разной комплектации, кольцеброс, дорожка с нарисованными стопами и (или ладошками), скакалки, карточки, отражающие, что можно делать с оборудованием в группе, что нельзя, карточки с изображением предмета (мяч, кубик, ленточка, обруч), детские клюшки и маленькие мячи (шайбы), диск вращающийся, наборы для игры в бадминтон, кегли.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

 

Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет)

 

демонстрационный материал по здоровому образу жизни, подборка художественной литературы по теме.

 

 

 

Средний дошкольный возраст

 (от 4 до 5 лет)

 

 

атрибуты для воздушной гимнастики, гимнастики для глаз, картотеки утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игр на координацию речи с движением, подвижных игр, игр по формированию здорового образа жизни, иллюстрационная картотека спортивных игр и упражнений, д/игры , папки «Стихи о спорте для детей», «Веревочка», «Цветок», «Солнышко», «Следы», массажные коврики, ребристая доска, массажеры для ног.

 

 

Старший дошкольный возраст

 

(от 5 до 7 лет)

 

  

атрибуты для воздушной гимнастики, гимнастики для глаз, картотеки утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, игр на координацию речи с движением, подвижных игр, игр по формированию здорового образа жизни, иллюстрационная картотека спортивных игр и упражнений, д/игра – лото «Спорт», папки «Стихи о спорте для детей», Дорожки для профилактики плоскостопия, энциклопедии «Я и мое тело», «Здоровье», «Как устроен человек» и т.д

 

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ

 

Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет)

 

игрушка-светофор, коллекция транспорта: специального назначения, воздушного, наземного, водного, демонстрационный материал, плакаты по теме «Безопасность на улице, дома, с бытовыми приборами»

 

 

 

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

 

 

     

 

дидактические игры «Дорожные знаки» - игра-мозаика для детей старше 3-х лет», лото осторожностей» серия «Твоя игра»; «Час пик», альбомы, познавательные энциклопедии, детские книги по теме.

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст

 (от 5 до 7 лет)

 

  

 

 

 

дидактические игры: «Дорожные знаки» - игра-мозаика для детей старше 3-х лет; «Лото осторожностей» , серия «Твоя игра»;  «Час пик» , «Мы спешим в школу: изучаем дорожные знаки» и др.

Материалы для моделирования пространства и ситуаций (изготавливаются самостоятельно из картона, коробок и т.п.): макеты кухни, жилой комнаты, перекрестка, загородной зоны отдыха (водоем, лес и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет)

 

 

игрушки-орудия (лопатки, совочки, молоточки, грабли, отвертки)

 

 

 

Средний дошкольный возраст

 (от 4 до 5 лет)

 

игрушки-орудия (лопатки, совочки, молоточки, грабли, отвертки), стенд дежурств, передники, нарукавники, картотека пословиц и поговорок о труде.

 

 

Старший дошкольный возраст

 (от 5 до 7 лет)

 

 

 

  

игрушки-орудия (лопатки, совочки, молоточки, грабли, отвертки), стенд дежурств, передники, нарукавники, картотека пословиц и поговорок о труде, картины для рассматривания (кто как трудиться), самодельный альбом «Профессии наших родителей», «Профессии в городе и на селе», демонстрационный материал «Профессии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ

 

Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет)

фотографии детей и взрослых разного пола и возраста , наборы сюжетных картинок  для бесед о чувствах и взаимоотношениях детей и взрослых («В семье», «Мы играем» и др.) , набор фотографий лиц людей разного возраста с яркими проявлениями основных эмоций и чувств, детские книжки с картинками о семье, играх детей, правилах поведения в соответствии с возрастом и программой (для самостоятельного рассматривания и чтения детям) , набор сюжетных картинок «Правильно ли поступают дети?» (с изображением правильного и неправильного выполнения элементарных правил культуры поведения) , набор пиктограмм (выражение лиц) с основными эмоциями, альбом фотографий «Наши праздники в детском саду», наглядно-дидактическое пособие «Моя семья»

 

 

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

крупные фотографии детей группы, тематические альбомы фотографий семей воспитанников группы («Моя семья»,«Всей семьей на празднике» и др.), фотографии  основных достопримечательностей родного города, макеты достопримечательностей Санкт-Петербурга,  куклы и наборы для развития игровых сюжетов на тему «Семья», игра «Правильно - неправильно» (о правилах культуры поведения), настольно-печатные игры, предметные картинки детей и взрослых разного пола и возраста, предметные картинки с изображением людей разных профессий, набор картинок людей (сказочных персонажей, животных) с разными эмоциональными состояниями, наглядно-дидактическое пособие «Моя семья», набор картинок с изображением сюжетов из жизни разных семей, набор картинок «Мы в детском саду», детские книги (раскраски) с иллюстрациями о природе России, народных промыслах, героях России, Российский флаг, набор картинок (фотографий) «Санкт-Петербург», альбом «Наши праздники».

 

 

Старший дошкольный возраст

 (от 5 до 7 лет)

 

 

фотографии детей групп разного возраста , тематические альбомы фотографий семей воспитанников группы («Моя семья», «А у нас в семье так» (традиции семьи), «Кто чем занимается (Профессии членов семьи) др.), (видеофильмы) о правилах поведения в кино, театре, музее, наборы слайдов с достопримечательностями городов России (Москва, Петербург, Псков или др.), альбомы фотографий достопримечательностей родного города, макеты достопримечательностей улиц, площадей родного города (области), макеты жилищ  и построек России разных эпох (жилища древних славян, русские крепости и др.), книги познавательного содержания  для детей об истории города, изобретениях и ученых, путешественниках, воинах России, энциклопедии для детей об истории, культуре своей страны и других стран мира , атласы «Я и мир», подборки песен о Великой отечественной войне, подборка песен о России (о Москве, родном городе, народных песен своей области, песен разных народов России), подборка песен народов мира, альбомы «Флаги народов мира», «Гербы городов» и т.п., план-карта Санкт-Петербурга

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

 

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет)

Семья - игровой уголок (комната) с предметами быта и мебелью крупного размера

Магазин – конфеты, молоко, фрукты, весы, халат

Строители – строительный материал, игрушки

Машины, шофер – грузовые автомобили, автобусы, трамвай. Машины заправляют бензином. Кондуктор  в автобусе.

Пароход – строительный материал или макет парохода, флажки, штурвал, спасательный круг

Парикмахерская – зеркало, ножницы, расческа, халат

Больница, поликлиника-градусник, бинты, фонендоскоп, халат

 

 

 

 

 

 

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет)

 

     

Семья - игровой уголок (комната) с предметами быта и мебелью крупного размера

Магазин – отделы: «хлебный», «кондитерский», «гастрономия». Хлебные изделия, конфеты, печенье, сыр, весы, чеки, касса

Строители – строительный материал, игрушки

Машины, шофер – грузовые автомобили, молочные, легковые машины, пожарные машины, автобусы, трамвай, троллейбус, светофор.

Пароход – строительный материал или макет парохода (рыболовецкое судно, туристический), штурвал, бинокль, сети, трап, спасательный круг.

Парикмахерская – зеркало, ножницы, расческа, халат, машинка для бритья, одеколон, касса, салфетки, мужской и женский зал, специальные стулья, касса

Больница, поликлиника, скорая помощь - халат, шапочка, сумка медсестры, шприц, градусник, бинты, фонендоскоп, грелка, телефон. Работают врач и медсестра, скорая помощь.

Кукольный театр – персонажи кукольного театра, театр ложек, куклы на гипате, настольный

Столовая, кулинария –кухонная мебель, посуда, фартук, колпак для повара

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст

 (от 5 до 7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья – игровой уголок (комната) с предметами быта мебелью мелкого размера, куклами –мелкого размера

Детский сад

Магазин – отделы: «хлебный», «кондитерский»,

Строители – строительный материал, игрушки, альбом с иллюстрациями, фотографиями, рисунками различных построек

Машины, правила дорожного движения – макет улицы (перекрестка) с дорожными знаками, светофором, машинками, жезл регулировщика атрибуты для игры «Уличное движение», альбом с разными видами транспорта.

Пароход – строительный материал или макет парохода (рыболовецкое судно, туристический, баржа, подводная лодка, военный катер) бинокль, бескозырка, рупор, спасательный круг и др. Альбомы.

Парикмахерская – зеркало, ножницы, расческа, халат, машинка для бритья, одеколон, касса, салфетки, мужской и женский зал, специальные стулья, касса

Больница, поликлиника, скорая помощь, аптека – все атрибуты что и в старшей группе. Кабинеты врачей – окулист, рентгеновский, терапевт, хирург – делает операцию. Аптека, оптика – продают оправы. Лаборатория – медсестра берет кровь на анализ.

Столовая, кулинария –кухонная мебель, столы и стулья для еды., посуда, раздача, касса фартук для повара, официанта, колпак для повара. Поделки, пирожки, пирожное, кексы, печенье, фрукты и т.д. Повар, кассир, официант.

Зоопарк-цирк – набор игрушек - животных., шапки-маски, игрушки - дергунчики, билеты, касса. Артисты, дрессировщики, кассир, контролер.  Альбом «Наш зоопарк»

Космические полеты – иллюстрации космических ракет, альбом «Наши космонавты», шлемы для космонавтов, строительный материал для постройки ракеты.

Почта – сумка, письма, журналы, марки, телеграммы, конверты, штемпеля, почтовый ящик, касса. Почтальон, кассир.

Библиотека – полка с книгами, формуляр, читальный зал, библиотекарь, читательский билеты, витрины с интересными книгами.

Военизированные игры - звездочки, бинокли, пилотки, пограничники, летчики, моряки.

Школа – тетради, книги, классный журнал, ранец, карандаши, ручки и т.д

 

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ

 

Логопедический кабинет в ДОУ является центром диагностическо-коррекционной работы по развитию речи детей. Условия, созданные в кабинетах, отвечают  следующим требованиям:

  1. Обеспечивают  психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка. Кабинеты приближены к уютной домашней обстановке: стены имеют теплые, светлые  тона, хорошую освещенность, места для работы с ребенком оформлены в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями.
  2. Обстановка кабинетов обеспечивает безопасность детей: вся мебель закреплена. Помещения логопедических кабинетов по метражу более 10 кв.м, логопедические материалы размещены рационально.

 

В логопедических кабинетах выделены следующие зоны:

 

ЗОНА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

 

      

 

  

 

 

 

Здесь  сосредоточены материалы для развития языковых, сенсомоторных, творческих способностей детей: предметные картинки по изучаемым лексическим темам,  для диагностики звукопроизношения, словопроизношения, для уточнения произношения в звукоподражаниях, для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза; наборы материалов для автоматизации и дифференциации свистящих звуков (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты), шипящих звуков (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты), аффрикат (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты), сонорных звуков (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты), йотированных звуков (слоги, слова, фразы, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты); сюжетные картинки по изучаемым темам, серии сюжетных картин по темам, схемы- алгоритмы описательных рассказов, повествовательного рассказа, мнемотаблицы, картотека словесных и коммуникативных игр, настольно-печатные  дидактические игры для развития грамматически правильной речи в соответствии с задачами по возрастным группам, для закрепления умений звукового анализа слова; наборы материалов для обучения звуковому анализу слов, алфавиты, кубики с азбукой, наборы игрушек для инсценировки сказок; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания, звучащие игрушки, наполнители с разными природными материалами, магнитофонные кассеты с записью голосов природы, «Волшебный мешочек» с наборами мелких предметов по лексическим темам, обводки разной тематики и размера, рамки-вкладыши с геометрическими формами, массажные мячики разного цвета и размера, игрушки-тренажеры с разными видами застежек (шнурки, молнии, крючки, липучки, пуговицы), мозаики, разрезные картинки и пазлы по лексическим темам, кубики с изображениями по темам и возрастным группам, настольно-печатные игры на цветовосприятие и цветоразличение, занимательные игрушки-тренажеры для развития тактильных ощущений (из разных материалов с разным характером поверхности), книжки-раскраски,  карандаши, мелки.

 

Здесь так же имеется зеркало, комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа, соски, шпатели, ватные палочки, марлевые салфетки, вата.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗОНА

 

  

. Здесь располагается  

 

O       библиотека, где представлена программно-методическая, справочная и учебная литература, методические пособия, подборка периодических изданий и пр.

O       каталоги материалов (картотек), позволяющих быстро найти необходимый информационный источник.

 

 

 

РАБОЧАЯ ЗОНА ЛОГОПЕДА

 

Данная зона оснащена удобным столом и стулом

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗОНА

 

 

Представлена  стендом для родителей, куда помещается необходимая оперативная информация о ходе коррекционной работы с детьми.

 

 

 

Музыкальный зал

 

 

Музыкальный зал предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой.

 

Музыкальный зал располагается на втором этаже, имеет хорошее освещение. Стены окрашены в светлый кремовый цвет.

В музыкальном зале представлены следующие оборудования и материалы:

 

 

 

Музыкальный инструмент для взрослого: пианино; средства мультимедиа: музыкальный центр, , видеомагнитофон, аудиокассеты, видеокассеты, CD – диски, мольберт, фланелеграф,  декорации (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по возрастам),  открытые стеллажи, стулья по росту детей

 

 

 

  

Оборудование для музыкальных игр – драматизаций:

Различные виды театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, куклы би -  ба -  бо, ростовые куклы, ширма трехсекционная для организации музыкальных игр – драматизаций и музыкальных спектаклей.

 

 

Атрибуты для игр и музыкально-исполнительской деятельности (искусственные цветы, венки, ветки деревьев, овощи и фрукты, корзины шляпы, флажки, султанчики, платки, шифоновые платки-шарфы, листья), шапочки – маски (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по возрастам), костюмы карнавальные, маски, елка искусственная

набор елочных игрушек, ёлочные электрические  гирлянды, комплекты новогодних костюмов (Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик и т.д.)

 

 

 

 

Детские музыкальные инструменты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники, ложки, трещотки, маракасы, бубенцы, тарелки, издающие звук свирели, дудочки, рожки,  металлофоны, пианино, кларнеты, флейты,  губные гармошки,  звуковысотные колокольчики, цитры, домра, балалайки, ксилофоны,  тамбурины,электронные детские музыкальные инструменты:

 

       

 

 

Учебно-методические материалы, пособия, наборы для педагога:

Портреты композиторов, фотоматериалы, репродукции (в соответствии с музыкальным репертуаром программы),,нотные сборники и (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по каждой возрастной группе), литература, содержащая сценарии детских утренников, праздников музыкальных досугов и развлечений в каждой возрастной группе, материалы из опыта работы (конспекты занятий, авторские сценарии тематических и государственных праздников, музыкальных развлечений и досугов, музыкальных спектаклей), музыкально-дидактические игры

 

 

 

Материалы для работы с родителями:

 Папки – передвижки, примерные планы консультаций и родительских собраний,  Стенд «Здравствуй, музыка» и материалы к нему, популярная современная литература (с аннотациями),

 

 

Игровые материалы: игрушки с фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки, волчки, музыкальные ящики, музыкальные книжки, мячи разных размеров , игрушки – забавы.

 

 

 

 

Музыкально – дидактические игры и пособия для каждой возрастной группы: на развитие эмоциональной отзывчивости к музыке, определение ее характера, на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха,  динамического слуха музыкальной памяти,  музыкальной культуры и эрудиции,  на закрепление освоенных знаний и применение музыкального опыта, на развитие музыкального слуха

 

 

 

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ

 

 

 

Для успешного решения дидактических, оздоровительных и воспитательных  задач  физического воспитания в ГБДОУ №78 имеется физкультурный зал.

Физкультурный зал располагается на первом этаже в отдельном помещении. Физкультурное оборудование соответствует педагогическим, эстетическим  и  гигиеническим требованиям, оно  изготовлено из разных материалов и имеет  необходимые гигиенические сертификаты.

Размеры физкультурного оборудования соответствует антропометрическим показателям  и возрастным возможностям детей.  Обеспечение безопасности дошкольников при выполнении упражнений с использованием  физкультурного оборудования достигается прочностью, устойчивостью и  правильно обрабатываемостью.

В физкультурном  зале представлены следующие оборудования и материалы:

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

O                   Материалы для организованной деятельности с детьми: крупный спортивный инвентарь – шведские лестницы, щиты для метания, баскетбольные корзины, прочно крепятся к стенам.

По периметру зала стоят две большие гимнастические скамейки, предметы для спрыгивания (кубы, скамейки), гимнастические маты, дуги, воротики для проползания, подлезания прокатывания , имеются  стойки с планкой, которую можно передвигать на разную высоту, шнур, веревка, канат, кольцебросс.

Для проведения комплексов ОРУ имеется раздаточный материал: ленты, флажки, султанчики, платочки, резинки, скакалки, гимнастические палки, обручи разного диаметра, кегли, кубики. Для создания игровых образов используются игрушки би-ба-бо и маски, дидактические игры для детей по старше.

 Развивающая среда оснащена необходимым  техническим оборудованием: музыкальным центром,  имеются CD – диски, музыкальная картотека  на флеш-карте, для презентаций используются мультимедийное оборудование.

 

 

 

Материалы для работы с родителями: Стенд «Играйте с нами, играйте сами»  папки – передвижки, примерные планы консультаций и родительских  собраний, материалы для стендов, популярная современная  методическая литература

 

 


Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждение создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.